На волне увлечения “кельтикой” возникло множество мифов о кельтской культуре вообще и о танцах в частности. Попробуем развеять хотя бы некоторые из них.

Миф первый. Кельтские танцы – это есть ирландские

Можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских орнаментах. А вот о кельтских танцах лучше не стоит. Обычно за этим понятием скрывается что угодно, от “эльфийских” танцев непонятной национальности до американского степа, стилизованного под ирландский.

Есть множество интересных национальных танцевальных традиций – бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они – кельтские танцы. Но очень и очень разные. Так что если кто-то пообещал вас научить кельтскому танцу, то вы знаете, чего требовать – в программе должно быть все, перечисленное выше. Только имейте в виду, что в каждой национальной танцевальной традиции есть множество тонкостей и разновидностей. Мало того, что есть разные “традиционные” (с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы, так есть еще и разделение на “индивидуальные” и “массовые”.

Ирландские танцы – это танцы в мягкой обуви (сольные и групповые) и в жесткой (сольные). Танцы в жесткой обуви часто именуют “ирландским степом” (степом в ирландских танцах – и мягких, и жестких – называется последовательность движений, отчасти поэтому возникла путаница при переводе английского “irish stepdance”).
Более подробно об ирландских танцах – в разделе Учебник.

Миф второй. Через полгода занятий Вы сможете участвовать в “яркопостановочном шоу”

Оговоримся сразу: это не совсем миф. Есть шанс, что сможете, если не будете заниматься больше ничем. То есть только танцами, с утра до вечера. Или если вся жизнь до этого момента у Вас прошла в Ансамбле Моисеева, тогда шансы есть. Это утверждение будет правдой и в том случае, если Вам достаточно просто выйти на сцену, когда результат выступления особенной роли не играет.

Обычно же все обстоит не так оптимистично. Если Вы настроены серьезно и хотите получить достойный результат, то стоит рассчитывать минимум на полтора года занятий – примерно столько времени требуется взрослым непрофессионалам, чтобы начать понимать, что к чему. Дело в том, что в ирландских танцах задействованы разные группы мышцы, которые в обычной жизни используются редко. Даже профессиональным танцорам требуется некоторое время, чтобы наработать технику и “включить” нужные группы мышц, что уж говорить о любителях.

Реально оценить свои возможности помогают феши – соревнования по ирландским танцам, в которых участвуют танцоры из разных стран. Участвовать в фешах на уровне beginner не стыдно после года занятий.

Миф третий. Профессиональный преподаватель ирландских танцев приглашает на занятия

В декабре 2007 года экзамен на получение сертификата TMRF Ирландской комиссии по танцу успешно сдал основатель школы IRIDAN Игорь Денисов, статус TCRG в 2010 году появился у Анны Демченко, в 2011 – у Юлии Ромашко. Далее в течение пяти лет успешно сдали экзамены на TCRG Инна Михеева, Ирина Лебедева, Дарья Маркосьян, Мария Гладкова, Антон Авраменко и Елена Холкина. У нашей школы и Комиссии по танцу CLRG нет информации о том, что на территории бывшего СССР постоянно работают другие русские учителя, сертифицированные этой комиссией.
Если кто-то называет себя профессиональным преподавателем, то попросите показать сертификат T.C.R.G. или Т.M.R.F. An Coimisiun le Rinci Gaelacha или другой комиссии. Зачем нужен сертификат? Хотя бы потому, что участвовать в серьезных европейских соревнованиях могут только ученики зарегистрированных учителей.

Танцы преподавать могут и танцоры, чьи навыки засвидетельствованы судьей Комиссии. Подтверждением уровня являются Grade exams, квалификационные экзамены, по результатам которых каждый танцор получает свидетельство о сдаче экзамена.

Что касается нашей школы, то преподаватели IRIDAN проходят регулярные мастер-классы у сертифицированных педагогов и сдают квалификационные экзамены. Кроме того, танцоры школы регулярно участвуют в фешах благодаря помощи Anthony Sharkey, дважды чемпиона мира, сертифицированного педагога из Ирландии.

Если преподаватель по каким-либо причинам сообщает о своих победах на степовых фестивалях и сореваниях, о достижениях в области балета и народного танца, то имеет смысл уточнить, что же именно Вы будете изучать. Степ, народно-характерные танцы и балет прекрасны, но если Ваша цель ирландские танцы – задумайтесь, чему Вас научат.

Примечание: Все сказанное верно для An Coimisiun le Rinci Gaelacha (CLRG), наиболее авторитетной организации в области ирландских танцев. Остальные организации, ведущие активную “миссионерскую” деятельность в России и СНГ, могут проще относиться к выдаче преподавательских и судейских сертификатов.

Миф четвертый. Солист шоу Lord of the dance ведет занятия

Очень жаль, но единственными русскими танцорами в крупнейших ирландских танцевальных шоу были солисты Ансамбля Моисеева, которые выступали в Riverdance со “славянскими” номерами.

Списки всех участников Lord of the dance, Riverdance и прочих шоу доступны на их официальных сайтах.

Российские танцоры могли участвовать в занятиях солистов мировых шоу во время гастролей Lord of the dance, когда мастер-классы для IRIDAN`а и танцоров из других школ России вели Майкл Флэтли, Мэри Даффи и солисты Lord of the dance. Попасть на занятия можно было после небольшого отбора, так как зал не мог вместить всех желающих. Этот отбор некоторые и считают возможным называть “кастинг Lord of the dance”.

Миф пятый. Настоящие ирландские танцы – это Riverdance и Lord of the dance

Безусловно, современные ирландские танцы лежат в основе того стиля, который появился благодаря этим шоу. Но фактически ирландские танцы, которые исполняют на соревнованиях, отличаются от танцев “riverdance style”. Соревновательный вариант в свою очередь довольно сильно отличается от того, что танцуют носители культуры в пабах и на праздниках. Объединяют все традиции кейли-танцы – массовые танцы, фигуры, шаги и мелодии которых сохраняются десятилетиями в неизменном виде.

Ирландские танцы на соревнованиях – это набор довольно сложных (а иногда и фантастически сложных, если речь идет об уровне мировых чемпионатов) связок, которые просто невыгодно и невозможно исполнять в шоу. “Соревновательные” связки лежат в основе соло звезд шоу, но как правило, в облегченном варианте.
В традиционных сольных танцах движения рук запрещены.

Постановочные номера с сюжетом стали частью соревнований по танцам, но оцениваются отдельно в категории dance drama.

Миф шестой. Вот я посмотрю шоу, повторю и научусь

Примерно так и начиналось ирландско-танцевальное движение в нашей стране – с копирования движений, которые удавалось рассмотреть на кассете. При встрече с профессиональными преподавателями удивление от осознания того, как надо танцевать, было велико.

К сожалению, даже будучи талантливым и опытным хореографом, можно не рассмотреть тех тонкостей, которые составляют суть и технику танца. Можно скопировать связки – это не представляет особого труда для степистов, – но получить лишь стилизацию. Сходство многих движений с американским степом и классическим балетом весьма обманчиво, а заученные ошибки исправлять очень сложно.

Выход прост – поучаствовать в мастер-классе педагога по ирландскому танцу, преподаватель исправит ошибки и расскажет о технических тонкостях.

Автор статьи: Татьяна Алдошина